В США обнаружены очень крупные ископаемые магниты органического происхождения — следы доисторических микроорганизмов, обитавших на Земле около 55 миллионов лет назад. Учёные затрудняются провести их точную классификацию, но считают, что образовались гиганты в результате глобального потепления.
Давно известно, что некоторые из бактерий (и ныне живущих в том числе) образуют внутри себя мельчайшие частицы магнитного железняка. С их помощью они ориентируются в пространстве – вдоль силовых линий магнитного поля Земли.
Однако руководитель нового исследования Дирк Шуманн (Dirk Schumann) из университета Макгилла (McGill University) уверен, что найденные его группой кристаллы выращены «ни на что не похожими» созданиями.
Отчёт о находке опубликован в журнале PNAS.
Международная группа геологов изучала осадочные породы в буровых скважинах в районе города Анкоры (Ancora), что в американском штате Нью-Джерси. Именно там и были извлечены на свет необычные образцы.
По сравнению с другими магнитами это настоящие гиганты – до 32 микрометров. Что приблизительно в восемь раз больше, чем крупнейшие из кристаллов, известных науке. Форма частиц тоже оригинальная – в виде наконечника стрелы или копья.
Кто произвёл их на свет – не совсем понятно. По мнению доктора Шуманна, это были даже не бактерии, а более сложные эукариоты, клетки которых содержат ядра.
Другой участник исследования Роберт Копп (Robert Kopp) из Принстона полагает, что микроорганизмы использовали железняк не только для ориентации, но и в качестве брони.
Магниты были найдены в отложениях, датируемых периодом глобального потепления около 55 миллионов лет назад. Тогда среднегодовая температура повысилась на 5-9 °C, что, к примеру, способствовало расселению приматов по всей планете.
Именно с потеплением авторы открытия связывают гигантизм обнаруженных микроорганизмов (установленный по размеру кристаллов).
А Джеймс Закос (James Zachos) из университета Калифорнии в Санта-Круз (University of California, Santa Cruz) предлагает задуматься о предостережениях экологов относительно возможных непредсказуемых мутаций прибрежной фауны в результате изменения климата.